Игра как средство активизации речевого общения на уроках английского языка

 

Учитель английского языка МОУ "СОШ №43" Цхай А.Р.

 

Известно, что применение игр на уроках иностранного языка в младших классах способствует повышению интереса учащихся к предмету, обеспечивает более устойчивое внимание, а следовательно, и лучшее восприятие языкового материала. Игра также является средством активизации речевого общения. Поэтому уже с первых уроков в младших классах я провожу игры на английском языке. Так, например, в 3 классе мы проводим игру «Знакомство», цель которой состоит в том, чтобы школьники усвоили такие фразы, как “What’s your name?”, “How old are you?”, “Where are you from?”.

           Для того, чтобы оживить урок, я предлагаю детям выступить в роли «новенького» ученика, с которым знакомится класс с помощью вопроса «“What’s your name?”». затем «новенький» им задает тот же вопрос. Ученики поочередно выступают в роли «новенького». Постепенно эта игра усложняется за счет увеличения объема лексико-грамматического материала, которым мы пользуемся в устной речи. Например: “What can you do?”, “What do you like?”, “What would you like to eat?” и т.д.

Вопросы и ответы в игровой форме дети усваивают быстро.

Во время устного вводного курса школьники знакомятся с большим количеством лексических единиц. И большую помощь в усвоении этих слов (до 6 слов на каждом уроке) оказывает игра в «Учителя и ученика». Школьник в роли учителя задает вопрос ученику, показывая карточку с изображением определенного предмета, на который тот отвечает. Затем играющие меняются ролями. Я стараюсь, чтобы в паре работали слабо подготовленный ученик с хорошо подготовленным. Сначала задает вопросы хорошо подготовленный ученик. Их работу я контролирую, проходя по рядам. За одну минуту каждый из них проговаривает до 10 предложений.

Игры «Запомни расположение предметов и назови их по-английски» и «Угадай» провожу на этапе, когда осваиваются образцы вопросов и употребление предлогов в речи.

Эти игры позволяют мне привлечь большое количество учащихся к речевой практике.

По мере прохождения языкового материала условия игр усложняются.

Для закрепления в памяти учащихся усвоенного языкового материала по таким темам, как, например, «Школьные принадлежности», «Одежда», «Мебель» и т.д., провожу игры «Снежный ком». Ученики играют с большим интересом, стремясь к тому, чтобы «снежный ком» нарастал.

Управляемый диалог, которому отводится много времени в УМК, провожу в виже игры. В ней участвуют две команды. Ученик одной команды задает вопросы ученику другой. За правильный ответ его команда получает очко. Побеждает та команда, у которой наибольшее количество очков. Ребята играют с большим увлечением, «болеют» за свою команду.

В игре незаметно осваивается лексика, вырабатывается умение выражать свои мысли на английском языке.

Игры проводим и со старшеклассниками при повторении языкового материала и совершенствовании навыка и умения пользоваться им в устной речи.

Для этой цели подготавливаю специальные наглядные пособия и в задания включаю игровые элементы. После выполнения этих заданий провожу конкурсы на лучший диалог, рассказ. Ученики сами выбирают себе собеседника, придумывают ситуации, темы для рассказа и настолько увлекаются игрой, что у них возникает желание получить дополнительную информацию, расширить свой словарный запас.

Старшеклассники любят игру «Рассказ», цель которой – обыграть в придуманном рассказе максимальное число знакомых лексических единиц и фраз в новом контексте.

Кроме того, я даю учащимся предложение и прошу их сочинить короткий рассказ, который закончился бы этим предложением. Каждый ученик дает свой вариант рассказа. Выигрывает тот, кто составил наиболее интересный рассказ за короткое время, допустил минимальное количество ошибок. Учащихся увлекает то, что у них есть возможность творчески применить свои знания.

Мы рассматриваем ролевую игру как одну из активных форм обучения общению на английском языке. Ее использование особенно эффективно на старшем этапе, когда у учащихся уже сформирован навык владения речью на английском языке, когда каждый из них уже владеет определенным запасом лексико-грамматического материала, когда познания школьников становятся более разнообразными. Этой работе мы отводим не более 10 минут урока. Учащиеся выступают в роли экскурсоводов и экскурсантов, продавцов и покупателей, персонажей из сказок и т.д.

В данной статье сделана попытка показать, как игры могут оживить урок, внести естественность в учебное общение на изучаемом иностранном языке, облегчить процесс усвоения языкового материала, сделать учебный труд интересным.

Конструктор сайтов - uCoz