Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 43» г. Саратова

 

Паршикова И. И.,

учитель русского языка и литературы

 

Дети и война

Сценарий классного часа для 5 – 7 классов

 

 

ВЕДУЩИЙ: 9 мая 2010 года исполнился 65 лет со дня Великой Победы нашего народа над фа­шистской Германией. Что знаем мы, молодое поколение, о той да­лекой войне? К сожалению, очень мало. Все меньше остается в жи­вых ее участников и очевидцев. Сегодня мы приоткроем завесу того страшного времени, когда 22 июня 1941 года гитлеровская Гер­мания без объявления войны на­пала на нашу Родину.

ВЕДУЩИЙ: Гитлер рассчиты­вал провести войну как короткую прогулку. Покорив почти всю Ев­ропу, он хотел мгновенным броском захватить столицу нашей Родины — Москву, а затем прак­тически стереть Россию с лица земли, истребив славянское насе­ление, остатки — превратить в ра­бов, а страну в сырьевой придаток Германии. Но Гитлер глубоко просчитался. На защиту своей Ро­дины поднялось все население: и стар, и млад. Война несет неис­числимые страдания людям, но особенно от ужасов войны страда­ют дети.

ВЕДУЩИЙ:  «Дети и война» — нет более ужасного сближения противоположных ве­щей на свете», — так сказал Алек­сандр Твардовский, видевший это немыслимое сближение собственными глазами. Но многое станет понятным, если мы вспомним, какую войну принесли немецко-фашистские захватчики на нашу землю. Они сами называли ее «тотальной», всеобщей, где с оди­наковым равнодушием, беспо­щадностью и методичностью уничтожали и раненых бойцов, и безоружных пленных, и хилых стариков, и женщин, и детей. Дети гибли от бомб и снарядов, они умирали от голода в блокадном Ленинграде, их бросали живыми в охваченные огнем хаты белорус­ских деревень, их превращали в ходячие скелеты в Освенциме и жгли в крематориях Майданека. Можно ли удивляться тому, что в эти страшные горестные годы де­ти так быстро взрослели, что серд­ца их рано затвердевали в нена­висти к врагу и руки подростков тянулись к оружию. Враг объявил нам свою тотальную войну и по­лучил от нас народную священ­ную войну, в которую слабые руки детей тоже внесли свой вклад.

Звучит аудиозапись песни «Свя­щенная война»

(музыка  А. Александро­ва, слова В. Лебедева-Кумача).

 

ВЕДУЩИЙ: Отложив недочи­танные книжки и школьные учеб­ники, юные патриоты взяли в ру­ки винтовки и гранаты, стали сы­нами полков и партизанскими разведчиками, неутомимо работа­ли в цехах заводов и на колхозных полях, приближали победу, не жа­лея сил и самой жизни.

ВЕДУЩИЙ: Послушайте воспоминания Маршала Советского Союза И. Баграмяна: «Думая о пережи­том, о суровых годах Великой Отечественной войны, я часто вспоминаю мальчишек. Голодных и промерзших, их приводили в штабные землянки. Командиры, солдаты кормили их горячей похлебкой и часами терпеливо убеждали вернуться домой. Чаще всего мальчишки упрямо молча­ли. Их все-таки отправляли, а че­рез неделю-другую они снова по­являлись в соседнем подразделе­нии. Многим из них некуда было вернуться — война отняла у них дом, родных. И суровые команди­ры сами или по настоянию быва­лых солдат сдавались, нарушая инструкции, скупые строки кото­рых не предусматривали солдатс­кую нежность. Мы любили этих мальчишек. Порой думали, что перехитрим их: оденем в наскоро перешитую солдатскую форму и будем тешить их самолюбие игрой в войну. Но мальчишки часто про­являли изумительную хитрость, а потом, освоившись, были неуло­вимыми связными, отличными стрелками, смело ходили в развед­ку, часто совершенно неожиданно оказывались в самом пекле боя».

ЧТЕЦ:

Крест-накрест синие полоски

На окнах съежившихся хат.

Родные тонкие березки

Тревожно смотрят на закат.

 

И пес на теплом пепелище,

До глаз испачканный в золе.

Он целый день кого-то ищет

И не находит на селе...

 

Накинув старый зипунишко,

По огородам, без дорог,

Спешит, торопится парнишка

По солнцу — прямо на восток.

 

Никто в далекую дорогу

Его теплее не одел,

Никто не обнял у порога

И вслед ему не поглядел.

 

В нетопленной, разбитой бане

Ночь скоротавший, как зверек,

Как долго он своим дыханьем

Озябших рук согреть не мог!

 

Все видевший, на все готовый,

По грудь проваливаясь в снег,

Бежал к своим русоголовый

Десятилетний человек.

 

Он знал, что где-то недалече,

Быть может, вон за той горой,

Его, как друга, в темный вечер

Окликнет русский часовой.

 

Но по щеке его ни разу

Не проложила путь слеза:

Должно быть, слишком много сразу

Увидели его глаза.

 

За эти месяцы страдания,

Которые равны годам...

Но ты, фашистская Германия,

За все сполна ответишь нам!

 

Детоубийцы и грабители,

Вам ничего не скрыть вовек!

Он будет первым обвинителем —

Десятилетний человек!

С. Михалков. Десятилетний человек

ВЕДУЩИЙ: В те дни рано взрослели мальчишки и девчонки, ваши ровесники: они не играли в войну, они жили по ее суровым за­конам. Величайшая любовь к сво­ей Родине и величайшая нена­висть к врагу позвали детей огнен­ных сороковых на защиту Родины. Вот заявление юного патриота. 

ЧТЕЦ: «В Березовский райком комсомола Сталин­градской области от ученика 6 класса БСШ Межевалова Генна­дий Васильевича.

Заявление. Мне 14 лет, но я очень прошу вас послать меня на защиту нашего родного города Сталинграда. И зачислить меня в разведку. Я обязуюсь бить врага до последней капли крови. 10.XI.42.

Г. Межевалов. Мать согласна».

ВЕДУЩИЙ: Когда началась Великая Отечественная война, пионеру Лене Голикову не было еще 14 лет. Он жил в маленькой деревушке Лукино, на берегу реки Поло, недалеко от Ильмень-озера.

Когда враги оккупировали родную землю, Леня встал в ряды народных мстителей. Не раз ходил в опасные разведки, добывая важ­ные сведения о расположении фашистских частей, вместе с пар­тизанами подрывал вражеские по­езда с боеприпасами, разрушал мосты, дороги, уничтожал склады. Однажды, выполняя боевое зада­ние, Леня подорвал гранатой ма­шину, в которой ехал гитлеровс­кий генерал. Он вез с собой важ­ные документы. Леня доставил документы в партизанский штаб, и они немедленно самолетом бы­ли отправлены в Москву.

ВЕДУЩИЙ: Юный герой не дожил до того дня, когда в газетах был напечатал Указ о присвоении ему высокого звания Героя Советского Союза. В одном из сражений с гитлеров­цами Леня Голиков погиб. 1 июня 1960 года Лене Голикову открыт в Москве Памятник.

ЧТЕЦ: Из приказа полковника немецкой армии, 1942 год: «Всеми средствами препятствовать гражданским лицам двигаться по железнодорожным путям. Особенно нужно остерегаться повсюду снующих мальчишек советской организации пионеров...»

ВЕДУЩИЙ: В те грозные годы войны пионер Вася Леонов перебрался через линию фронта, при­цел к советским воинам и стал сыном полка. Восемь раз перехо­да юный воин линию фронта и всегда доставлял командованию очень важные сведения. За боевые заслуги пионер Вася Леонов наг­ражден орденом Красной Звезды.

Героический подвиг соверши­ли пионеры деревни Именищи Красногвардейского района Ле­нинградской области.

Немцы согнали детей и посла­ли их очищать установленные советскими войсками минные поля. Пионеры пошли, сняли мины и установили их на дороге, по кото­рой должен был отправиться кара­тельный отряд. На минах по­дорвались 14 фашистских солдат и их командир — полковник.

Когда фашисты ворвались в город Лугу Ленинградской облас­ти, Коля Леонтьев ушел в парти­занский отряд и стал разведчиком. Фашистам удалось схватить юно­го пионера. На допросе гитлеров­цы издевались над Колей, пытали его. Но ни одного слова о парти­занском отряде враги не услыша­ли от пионера. Стойкость юного патриота взбесила гитлеровцев, и они закололи Колю Леонтьева штыками...

ЧТЕЦ:

<…>

Сгорел дотла родимый дом,

в лесах с отрядом брат.

— Живи, — сказал, — а мы придем,

мы все вернем назад.

<…>

В свинцовых пальцах палача

безжалостны ножи.

Его терзают и кричат:

—Где старший брат? Скажи!

Молчать — нет сил. Но говорить —

нельзя... И что сказать?

И гнев бессмертный озарил

мальчишечьи глаза.

— Да, я скажу, где старший брат.

Он тут, и там, и здесь.

Везде, где вас, врагов, громят,

мой старший брат — везде.

Да, у него огромный рост,

рука его сильна.

Он достает рукой до звезд

и до морского дна.

Он водит в небе самолет,

на крыльях — по звезде,

из корабельных пушек бьет

и вражий танк гранатой рвет...

Мой брат везде, везде.

Его глаза горят во мгле

всевидящим огнем.

Когда идет он по земле,

земля дрожит кругом.

Мой старший брат меня любил.

Он все возьмет назад...—

...И штык фашист в него вонзил.

И умер младший брат.

И старший брат о том узнал.

О, горя тишина!..

— Прощай, щегленок, —

он сказал,— ты постоял за нас!

Но стисни зубы, брат Андрей,

молчи, как он молчал.

И вражьей крови не жалей,

огня и стали не жалей, —

отмщенье палачам!

За брата младшего в упор

рази врага сейчас,

за младших братьев и сестер,

не выдававших нас!

О. Берггольц. Баллада о младшем брате

ВЕДУЩИЙ: Под натиском со­ветских войск гитлеровцы откатывались на запад. Потрепанная ко­лонна врага вступила в деревушку Барановка. Дороги немцы не знали. Один из немцев спросил у жителей, кто из них выведет их на большую дорогу, ведущую на запад?

«Я проведу вас!» — вызвался тринадцатилетний паренек Коля Молчанов. Коля вывел фашистов не на дорогу, а завел в непроходи­мое лесное болото. Воспользовав­шись замешательством врага, мальчик скрылся за кустами и, вскарабкавшись на брошенную лошадь, помчался обратно в Барановку. Она встретила его солнеч­ным радостным утром. В родное село вступили наши войска. Он рассказал командиру о фашистах, которых завел в болото. Много врагов утонуло в болоте. Остав­шиеся в живых были взяты в плен.

ЧТЕЦ: Из книги «О подви­гах, о доблести, о славе...»: «В небольшой русской деревушке Белогорье жили трое подростков, кото­рые с первого дня войны мечтали попасть на фронт. Фронт подхо­дил к Белогорью все ближе. Бои были трудными. Наши отступали. И когда трое мальчишек появи­лись среди солдат, им дали ору­дие. В первом же бою один из них погиб. Другого ранило. И Нико­лай Илющенко дал слово воевать за себя и за товарищей. Он ходил в разведку, а потом его направили в школу фронтовых шоферов. Не раз удивлялись регулировщики: машина идет, а за баранкой нико­го не видно! Но шофером Николай был лихим: артрасчет с пушкой, которая была прицеплена к его машине, всегда вовремя при­бывал на позицию.

Однажды Коля получил от ба­бушки письмо. Она писала, что братишка Ванюшка тоже сбежал на фронт, воевал где-то под Харь­ковом, а недавно на него пришла "похоронка": "Пал смертью храб­рых..." Перед концом войны полк, в котором служил Николай, вывели на переформирование. Его сливали с таким же обескров­ленным полком. Шла перекличка. Командир вызвал:

— Илющенко!

— Я! — ответил Николай.

— Я! — отозвался другой голос. В строю засмеялись. Командир нахмурился и повторил:

— Илющенко!

— Я! — снова откликнулись два голоса.

— Выйти из строя! — приказал командир.

Николай вышел. А с другого фланга тоже вышел мальчишка. Они поглядели друг на друга и закричали:

— Братка!

Бойцы глядели на мальчишек. Многие отворачивались, чтобы скрыть слезы: ведь у них дома то­же были сыновья. Похоронка оказалась ошибочной. Ваню под Харьковом ранило, а подобрали его санитары из другой части. Пе­ред боем Ваня написал заявление: "Если погибну, прошу считать ме­ня комсомольцем". Его приняли в комсомол в 12 лет».

ЧТЕЦ:

По лужам, по оврагам, напрямик,

В крутой грязи по ступицы, по брюхо,

Как бегемот, отфыркиваясь глухо,

Проходит санитарный грузовик.

 

Он медленно вползает на бугор,

Дрожит, трясется, а земля размокла.

Но бьет снаряд — и вылетели стекла,

Осели шины, и заглох мотор.

 

Шофер, шатаясь, вытащил домкраты,

И целый час возился у колес.

Ключи звенели, и пыхтел насос, —

Он заменил разорванные скаты.

 

Он в руль вцепился, черен и горбат.

Он вел машину бережно и скоро...

Доставившего раненых шофера

Вносили санитары в медсанбат.

М. Дудин. Шофер

ВЕДУЩИЙ: В ходе войны бы­ло несколько битв, которые определили ее исход: это битва под Москвой, Сталинградская битва, битва на Курской дуге. История человечества не знала такой само­отверженности, такого беспри­мерного мужества, какие прояви­ли воины и жители Ленинграда, защищая свой город, находив­шийся в блокаде. Блокада длилась 900 дней.

Фашисты   пытались   стереть Ленинград с лица земли, а он продолжал жить и бороться. Выпол­няя приказ Гитлера, фашистские летчики с сентября по декабрь 1941 года сбросили на город около 100 тысяч зажигательных и 4 ты­сячи фугасных бомб. Еще в июле была установлена нормированная выдача продуктов, особенно хле­ба. Но  запасы  в  городе  были слишком малы, и они катастро­фически сокращались. С 20 нояб­ря в городе была установлена са­мая низкая норма — 250 граммов хлеба на карточку рабочего и 125 граммов на карточку служащего и иждивенца. С середины сентября продовольствие в городе почти кончилось. Люди варили кожу, ловили оставшихся в городе га­лок, готовили из столярного клея студень. В городе не было топли­ва, стекла почти во всех домах бы­ли выбиты, а тут еще ударили 30— 40-градусные     морозы. Погас электрический свет, город погру­зился во тьму. Замерз и перестал работать водопровод, улицы покрылись снежными сугробами, ледяными торосами. Чтобы дос­тать немного воды, люди шли на Неву, а ведь каждый шаг больных и голодных людей требовал неи­моверных усилий. Смерть шла по городу. Уже в ноябре она унесла 11 тысяч человек, а в декабре — 52 тысячи. Люди падали от сла­бости на улицах, у станков и уже не могли подняться. А дома умирали дети, старики. У оставшихся в живых не было сил хоронить мерших.

Детям блокадной поры Ленинграда воздвигли памятник. Памятник их мужеству, их стойкости. Над многими из них вечный гранит Пискаревского кладбища, свинцовые воды Ладоги.

ЧТЕЦ: «Мы, школьники, глядя на взрослых, делали все, что могли, – пишет Людмила Северская в книге «Я жила в блокаде». – И в школе, и в домах дежурили на крышах, оказывали первую помощь. 6 ноября на своем посту погибла наша подруга Валя Лебедева. Ей было всего 15 лет. В городе не стало света, не стало воды, начались сильные морозы. А бомбежки не прекращались. Придешь домой — холодно, есть нечего, возьмешь учебник и при тусклом свете коптилки занима­ешься, пока не окоченеют руки и ноги. Кругом люди падали от ис­тощения, дети просили есть, взрослые, сжимая кулаки, рабо­тали у станков, а мы впрягались в саночки и ездили на Неву за во­дой для семей бойцов, где были маленькие дети. Везешь воду под обстрелом, а пока довезешь, она замерзнет, разогреть нечем. И мы ходили и искали щепки, об­ломки досок возле разрушенных домов. Почти все наши ребята работали в госпиталях, а потом мы все пошли разбирать почту.

Сколько писем там было! Тю­ки. Среди Зимы мы узнали, что умер от истощения наш люби­мый учитель Чубинов. Оказыва­ется, чтобы спасти школьный аквариум, он из своего пайка кор­мил рыб. В марте умер наш това­рищ Мечеслав Тумилевич, потом Юрий Оконичников, Лена Рощина, ее два брата и сестренка, Борис Антропов и другие ребята. Умерла моя лучшая подруга Яни­на Сергель. Как я ненавижу фа­шистов!»  

ЧТЕЦ:

Девчонка руки протянула

И головой — на край стола.

Сначала думали — уснула,

А оказалось — умерла.

 

Ее из школы на носилках

Домой ребята понесли.

В ресницах у подруг слезинки

То исчезали, то росли.

 

Никто не проронил ни слова.

Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Занятья — после похорон.

Ю. Воронов. В школе

 

ВЕДУЩИЙ: В эти дни четыр­надцатилетний мальчик Федор Быков написал отцу на фронт: «Дорогой папа! Я теперь не учусь в школе, а работаю на заводе. У нас в цехе много ребят, мы учимся ра­ботать на станках. Наш мастер дя­дя Саша говорит, что мы своей работой поможем отстоять Ленинг­рад от проклятых фашистов. А ма­ма работает тоже, только в другом цехе, где делают мины. Дорогой папа! Я все время хочу есть, и ма­ма тоже все время хочет есть, по­тому что хлеба дают мало, а мяса и масла вовсе не бывает. Дорогой папа! Бей фашистов! 31 декабря 1941 года». 

ЧТЕЦ:

По Ленинграду смерть метет,

Она теперь везде, как ветер.

Мы не встречаем Новый год —

Он в Ленинграде не заметен.

 

Дома — без света и тепла,

И без конца пожары рядом.

Враг зажигалками дотла

Спалил Бадаевские склады.

 

Блокадным бедам нет границ:

Мы глохнем под снарядным гулом,

От наших довоенных лиц

Остались лишь глаза и скулы.

 

И мы обходим зеркала,

Чтобы себя не испугаться...

Не новогодние дела

У осажденных ленинградцев...

 

Здесь даже спички лишней нет.

И мы, коптилки зажигая,

Как люди первобытных лет,

Огонь из камня высекаем.

 

И тихой тенью смерть сейчас

Ползет за каждым человеком.

И все же в городе у нас

Не будет каменного века!

 

Кто сможет, завтра вновь пойдет

Под вой метели на заводы.

Мы не встречаем Новый год,

Но утром скажем: «С Новым годом!»

Ю. Воронов. 31 декабря 1941 года

 

ВЕДУЩИЙ: В январе 1944 го­да советские войска окончательно разгромили фашистов под Ле­нинградом и полностью сняли блокаду, которая длилась почти 30 месяцев. Поэт Юрий Воронов, пе­реживший блокаду, написал так...

ЧТЕЦ:

В блокадных днях мы так и не узнали

Меж юностью и детством где черта?

Нам в сорок третьем выдали медали

И только в сорок пятом — паспорта.

ВЕДУЩИЙ: А в тылу многие подростки, заменив ушедших на фронт отцов и братьев, вместе с женщинами и стариками труди­лись на полях, на фабриках и за­водах...

У пионера Пети Серегина из Вологодской области брат — комбайнер ушел на фронт. Четыр­надцатилетний пионер решил заменить брата, который еще до войны научил его управлять комбайном. При норме 180 гек­таров Петя Серегин убрал 420 гектаров.

ВЕДУЩИЙ: В школьных мастерских пио­неры Москвы выполняли фрон­товые заказы — столяры обстру­гивали ложи для винтовок, слеса­ри и токари изготовляли детали для мин и другого оружия. В мас­терских школ Москвы летом 1942 года работало 17 тысяч пио­неров и школьников, выпустив­ших продукции на 30 миллионов рублей.

ВЕДУЩИЙ: Около 20 тысяч пионеров — участников обороны столицы награждено медалями «За оборо­ну Москвы».

15 249 ленинградских пионе­ров — активных участников обо­роны Ленинграда получили пра­вительственную награду — ме­даль «За оборону Ленинграда».

ВЕДУЩИЙ: Война закончилась 9 мая 1945 года. Фашизм был полностью уничтожен. Но какой страшной ценой досталась нам эта Победа!

Разрушены сотни городов, 70 ты­сяч сел.

ВЕДУЩИЙ: Войска Советской армии прошли  с боями  2600 километров. (От Бреста, где война началась, и до Москвы, где фашистов остановили, — 1000 км. От Москвы и до Берлина, где война окончилась, — 1600 км.) 2600 км — это если поез­дом, то менее 4 суток, самолетом — примерно 4 часа... С боями, пере­бежками и ползком — 4 года!

ВЕДУЩИЙ: 4 года. 1418 дней. 34 тысяч часов. И 27 миллионов погибших соотечественников. Убитых, умерших с голоду, уничтоженных и сожженных в концентрационных лагерях, пропавших без вести.

Если по каждому погибшему из 27 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать... 43 года!  

27 миллионов за 1418 дней — это значит, погибало 13 человек каждую минуту...

ЧТЕЦ:

Себе дал команду «Вперед!»

Израненный мальчик в шинели.

Глаза, голубые, как лед.

Расширились и потемнели.

 

Себе дал команду «Вперед!»

На танки пошел

С автоматом...

Сейчас он,

Сейчас упадет,

Чтоб встать Неизвестным солдатом.

Ю. Друнина

 

ВЕДУЩИЙ: Давайте почтим память юных патриотов и всех, кто  отдал свою жизнь во имя мира на земле, минутой молчания. Прошу всех встать.

 

Минута молчания.

 

ЧТЕЦ:

Салют и слава годовщине

Навеки памятного дня!

Салют Победе, что в Берлине

Огнем попрала мощь огня!

Салют ее большим и малым

Творцам, что шли путем прямым,

Ее бойцам и генералам,

Героям мертвым и живым,

Салют!

А. Твардовский. 9 Мая

ВЕДУЩИЙ: «Никто не забыт, ничто не забыто...» — пусть эта замечательная традиция нашего на­рода станет традицией и вашей жизни. Пусть светлая память о павших соединится с готовностью беречь и защищать нашу великую Родину!

 

 

 

 

При подготовке использованы материалы

 

Зайцева, Л. А. Дети и война / Л. А. Зайцева – Читаем, учимся, играем. – 2006. – № 5 . – С. 54 – 59

Глушко, М. Юные патриоты в Великой Отечественной войне / М. Глушко - Классный руководитель – 2005. – № 6. – С. 60 – 65

Липович, В. Жестокая правда войны / В. Липович, О. Гжельский – Воспитание школьников. – 2005. – № 4. – С. 66-72

 

 

 

Конструктор сайтов - uCoz