|
Кусова О. А. Учитель английского языка МОУ «СОШ №43» Моя педагогическая концепция
Он взрослых изводил Вопросом «почему?», Его прозвали «маленький философ». Но только он подрос, и начали ему Преподносить ответы без вопросов. И с этих пор он больше никому Не досаждал вопросом «почему?». Мы должны понимать, что одаренное детство – это всегда вопрошающее детство, мы должны всегда помнить о вопрошающем сознании одаренного ребенка. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей. Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования) либо в процессе индивидуализированного образования (в условиях общеобразовательной школы). Проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как “одаренного” либо как “неодаренного” на данный момент времени - значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания. Многие жизненные конфликты “одаренных” и “неодаренных” коренятся в неадекватности (и легкомысленности) исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок. Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка может быть достигнут тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям. В связи с тем, что потребности и возможности одаренных дошкольников, младших школьников и подростков весьма отличаются от таковых у их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных детей по специально разработанным программам. Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми. В своей педагогической практике я выделяю следующие принципы: I Принцип Личностно ориентированные технологии обучения.
Личностно ориентированное обучение – способ организации обучения, в процессе которого обеспечиваются всемерный учёт возможностей и способностей обучаемых, и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
Цель такого обучения – создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учёта и развития индивидуальных способностей школьников. Основные особенности личностно ориентированного урока.
Цель – создание условий для проявления познавательной активности учеников. Средства достижения учителем этой цели: - использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся; - создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; - стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т. п.; - использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного материала; - оценка деятельности ученика не только по конечному результату («правильно-неправильно»), но и по процессу его достижения; - поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задач), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные; - создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах.
II Принцип Обеспечения максимального участия каждого ученика в коммуникативной деятельности и подготовке к ней.
Для её осуществления необходимо умение вести диалогическое общение – умения расспроса, расширенного ответа, инициативного «вмешательства» ученика в диалог других лиц, проведения инициативного поворота темы беседы, умение вести диалог – договор, диалог – спор.
Весьма популярный сегодня вариант этой работы состоит в том, что в течение определённого периода речевая деятельность класса принимает характер подготовки к реализации проектов. Как правило работа над проектом увлекает если не всех, то подавляющее большинство учащихся, даёт возможность решения на английском языке лёгких проблемных вопросов, преодолевает однотемную ограниченность, способствует индивидуализации заданий и всем этим значительно влияет на увеличение полезного участия каждого обучаемого. III Принцип Обогащение Обогащение обучения может быть специально направлено на развитие творческого мышления. Сюда могут входить занятия по решению проблем с применением таких известных техник, как мозговой штурм во всех вариантах, синектика и т.д. Занятия, ориентированные на развитие личностных характеристик творцов, могут включать упражнения на релаксацию, медитацию, визуализацию и т.п. Миникурсы, кружки, факультативы Программы обогащения, ориентированные на дополнительный материал и более сложное содержание, направлены на увеличение знаний в конкретной области и на развитие умственных операций. Примерами таких программ являются учебные мини-курсы по темам, проблемам или отдельным навыкам. Например, созданный мной кружок английского языка «Клуб любителей путешествий» способствовал более углубленному изучению предмета, а участие членов кружка в театральной постановке и победа в районном конкурсе иноязычных культур явились стимулом учащихся в дальнейшем изучении языка. Кроме того, кружок развил в детях креативность, самостоятельность, ответственность, актёрские способности. |